Департамент образования Орловской области
Отдел образования администрации Болховского района Орловской области
МБОУ "Фатневская СОШ им.Героя Советского Союза С.М.Сидоркова"
OBR57.ru

ГИА

Picture backgroundЗдесь опубликованы материалы, необходимые для подготовки к экзамену по русскому языку

 

Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому язык

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.
Я  со своими учениками готовлюсь к этому серьезному испытанию и ищу эффективные пути к его успешному преодолению.
Подготовку к ОГЭ я начинаю с 8 класса.. В сентябре учащиеся заводят общую тетрадь «ПОДГОТОВКА К ОГЭ».
Уже на первом занятии знакомлю с нормативно-правовыми документами по итоговой аттестации, информирую о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, рассказываю о процедуре проведения экзамена, о ходе подготовки к экзамену и уровне готовности каждого ученика, провожу анализ ОГЭ за прошлый год.
В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляю стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку. Также на стенде представляю демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации психологов для выпускников, список литературы и адреса сайтов. На консультациях тщательно изучаем критерии оценивания ОГЭ.

Уже в 8 классе даю все тестовые задания, разбираем теорию, нарешиваем тесты.
 

Наиболее удобными сайтами при подготовке являются
https://rus-oge.sdamgia.ru/?redi&ysclid=m5qn2kzkib623923156
https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory?ysclid=m5qn36wivj604342463
https://uchi.ru/?ysclid=m5qna3wbj0375099526
https://www.yaklass.ru/?$%01&ysclid=m5qnamtsln957432469

Открытый банк заданий ОГЭ

Также отработка тестов ведется по учебникам Цыбулько И.П. и Бисерова А.Ю.
Также в 8 классе идет активная подготовка к написанию сжатого изложения. Сначала знакомлю учащихся с критериями оценивания сжатого изложения, потом со способами сжатия текста (теорию по этому вопросу вклеиваем в наши тетради для подготовки к ОГЭ). Потом в течение года несколько раз пишем изложение.
А с начала 9 класса я начинаю готовить учеников к написанию сочинения – рассуждения. На первых занятиях знакомлю учащихся с тремя видами сочинения (13.1,13.2,13.3), с критериями оценивания. Как показывает практика, 98% учащихся выбирают задание 13.3, сочинение – рассуждение на морально – этическую тему. Именно к этому сочинению весь год я и готовлю своих учеников.
Обычно учащиеся 9 классов готовы к написание ОГЭ уже в апреле.

Лайфхаки для школьников: полезные советы для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Изложение: на что обратить внимание
Первая часть ОГЭ — изложение. Текст прочитают два раза. Нужно понять саму суть, выделить микротемы и разобраться с делением на абзацы. Рекомендованный объём — 70 слов. Это примерно как развёрнутый пост в соцсетях. Так что тут сложного? Ничего, однако подготовиться стоит. Опыт показывает, что стрессовая ситуация притупляет реакции: мешает вслушаться в текст, путает мысли, заставляет искажать факты. Чтобы не дрожать от страха на экзамене, стоит потренироваться в комфортной обстановке.
Что можно сделать:
включить любую аудиозапись из банка готовых вариантов и записать услышанное (практиковать такое 2–3 раза в неделю);
сжато пересказывать чужие мысли близким людям (фрагменты онлайн-лекций, уличных разговоров, новостных сводок — попробуй передать их своими словами);
завести блог и регулярно выкладывать там мысли о жизни;
оставлять в тетради записи, сделанные от руки (это может быть личный дневник или рукописная инструкция по ремонту компьютера; главное — писать регулярно).
Тестовая часть: коварные вопросы, на которых можно засыпаться
Вторая часть ещё более предсказуема: 7 вопросов теста с выбором вариантов ответа.
Задание 2 «Синтаксический анализ предложения» предлагает 5 вариантов грамматических основ предложений или их частей. Могут присутствовать такие утверждения, как, например, «предложение 3 — безличное распространённое». Нужно выписать только номера верных утверждений.
Стоит повторить такие темы, как:
«Сложное предложение»;
«Понятие о сложносочинённом предложении»;
«Особенности сложноподчинённого предложения»;
«Виды односоставных предложений».
Чтобы не запутаться, сразу выделяй все грамматические основы. Если в одном предложении их несколько, это — сложное предложение.
Помни:
не любое существительное является подлежащим;
сказуемое может отвечать на вопрос «каков?» и быть кратким прилагательным («он хорош в английском»);
также сказуемое бывает составным глагольным («буду верить», «хочу надеяться», «стараюсь не расплакаться»).
Читай предложения очень внимательно: иногда сказуемых несколько, а в варианте предлагают только одно.
Теперь про задание 3 «Пунктуационный анализ». Нужно указать, на месте каких цифр должны стоять запятые (иногда — двоеточия или тире). Первый шаг — опять — определение грамматических основ. Когда найдёшь их, будет понятно, к чему относятся причастный (обычно — к подлежащему, дополнению или обстоятельству) и деепричастный (к сказуемому) обороты. Сначала расставь запятые на границах простых предложений, затем обособь обороты и проверь, нет ли вводных слов, обращений, однородных членов.
Если одна из тем подзабылась, повтори теорию:
«Однородные члены предложения»;
«Обособленные члены предложения»;
«Вводные и вставные конструкции».
Переходим к заданию 4 «Синтаксический анализ словосочетания». Оно самое простое: надо превратить согласование в управление, управление — в примыкание, примыкание — в управление. Вспомни, как устроен каждый из этих типов связи, и смело перестраивай согласование «фарфоровые собаки» в управление «собаки из фарфора».
Помни несколько важных советов.
Сравнение распознаётся с помощью слов-подсказок «как», «будто», «словно», «точно» либо прямых указаний: «лицо, похожее на тыкву, и лицо, похожее на огурец».
Метафора — это скрытое сравнение, слов-подсказок нет, но сопоставление присутствует: «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани…» А ещё можно попробовать перестроить метафору в сравнение, добавив слова-подсказки из первого пункта («рыжий месяц, как жеребёнок, запрягался в наши сани…»). Если получилось, то перед тобой точно метафора.
Эпитет — это образное определение, поэтому ищи прилагательные в переносном значении: «горькие глаза», «серебряные струны».
Олицетворение присутствует там, где природа и вещи ведут себя, как люди: «тучи злятся», «ветер ласкает», «листья кружатся в танце».
Фразеологизмы — это устойчивые неделимые словосочетания с образным компонентом: «повесить нос», «сам не свой», «ни с того ни с сего», «кот наплакал». Если изменить хотя бы одно слово в этой конструкции, она потеряет смысл.

ПАМЯТКА: ЧТО МОЖНО БРАТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.