Первичная профсоюзная организация

Устав Общероссийского Профсоюза образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 ноября 2024 года N 381-ФЗ
Аппарат областной организации Общероссийского Профсоюза образования
Скуридин Владимир Александрович- председатель Орловской областной организации Общероссийского Профсоюза образования тел.: (4862) 76-45-22
Романова Валентина Васильевна - заместитель председателя областной организации Профсоюза
тел.: (4862) 76-41-89
Зубкова Наталья Александровна- заведующий финансовым отделом-главный бухгалтер областной организации Профсоюза тел.: (4862) 76-10-57
Казанцева Евгения Ивановна - главный правовой инспектор труда областной организации Профсоюза
тел.: (4862) 76-33-46
Сапелкина Анастасия Михайловна-главный специалист областной организации Профсоюза
тел.: (4862) 76-46-06
Панечкина Евгения Константиновна- главный специалист областной организации Профсоюза
тел.: (4862) 76-46-06
Семенова Наталья Анатольевна- главный специалист областной организации Профсоюза
тел.: (4862) 76-19-58
Главная цель Профсоюза работников образования и науки — защита профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов своих членов.
Для достижения этой цели Профсоюз работников образования и науки решает следующие задачи:
- Добивается повышения благосостояния и жизненного уровни членов Профсоюза работников образования и науки;
- Обеспечивает защиту права каждого члена Профсоюза работников образования и науки на труд, получение профессии и повышение квалификации, справедливую и своевременную оплату труда;
- Содействует охране здоровья, созданию здоровых и безопасных условий труда членов Профсоюза работников образования и науки;
- Осуществляет общественный контроль за практической реализацией признаваемых законом приоритетов в сфере образования и науки;
- Осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства РФ, затрагивающего трудовые, экономические и социальные интересы членов Профсоюза работников образования и науки, создает технические и правовые инспекции труда, профсоюзные юридические службы и консультации, службы доверенных врачей;
- Укрепляет организационное единство, развивает солидарность, взаимопомощь и сотрудничество профсоюзных организаций и членов Профсоюза работников образования и науки.
Направления деятельности профсоюзной организации МБОУ "Фатневская СОШ им.Героя Советского союза С.М.Сидоркова"
- Заключение «Коллективного договора» в интересах работников.
- Участие в решении вопросов защиты профессиональных интересов членов профсоюза (повышение квалификации, аттестация, тарификация и т.д.).
- Контроль за созданием безопасных условий и охрана труда.
- Работа с ветеранами педагогического труда.
- Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
- Оздоровительная и культурно-массовая работа.
- Информационная деятельность.
С целью регулирования трудовых отношений и установления согласованных мер по социально-экономической защите работников на общем собрании трудового коллектива был принят КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР между администрацией и профсоюзным комитетом, приоритетами которого являются:
- Вопросы занятости, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.
- Организация труда, режим работы, отдыха, улучшение условий и охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка.
- Критерии распределения премиального фонда.
Основные принципы деятельности первичной организации Профсоюза:
- приоритет положений Устава Профсоюза при принятии решений;
- добровольность вступления в Профсоюз и выхода из него, равенство прав и обязанностей членов Профсоюза;
- солидарность, взаимопомощь и ответственность организаций Профсоюза перед членами Профсоюза и Профсоюзом за реализацию уставных целей и задач Профсоюза;
- коллегиальность в работе организаций Профсоюза, выборных профсоюзных органов и личная ответственность избранных в них профсоюзных активистов;
- гласность и открытость в работе организаций Профсоюза и выборных профсоюзных органов;
- уважение мнения каждого члена Профсоюза при принятии решений;
- обязательность выполнения решений профсоюзных органов, принятых в пределах полномочий;
- выборность, регулярная сменяемость профсоюзных органов и их отчетность перед членами Профсоюза;
- самостоятельность организаций Профсоюза и их выборных органов в принятии решений в пределах своих полномочий;
- соблюдение финансовой дисциплины;
- сохранение профсоюзного стажа за членами других профсоюзов, входящих в Федерацию Независимых Профсоюзов России, и перешедших на работу или учебу в организацию системы образования.
План работы первичной профсоюзной организации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Фатневская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Семена Матвеевича Сидоркова»
Состав школьного профкома Коллективный договор
Образцы документов для вступления в Профсоюз
Это должен знать каждый профсоюзовец!
Положение о педагогическом клубе Наставник
Наставничество: как организовать и оформить по новым правилам
Зачем организовывать наставничество
В последнее время законодатель стал больше внимания уделять вопросам наставничества: в 2023-м проводили год наставника, в 2024-м ввели квалификационную категорию «педагог-наставник», в 2025-м — правила доплаты за наставничество. Из этого видно, что развитие наставничества среди работников, в том числе педагогов, — часть государственной политики в сфере образования, труда и экономики.
Минпросвещения и Профсоюз отмечают, что наставничество — эффективный инструмент профессионального роста педагогических работников общего, среднего профессионального и дополнительного образования (Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения, Профсоюза работников народного образования и науки от 21.12.2021 № АЗ-1128/08, 657). Однако потенциал наставничества можно применять и по отношению к другим должностям — административным, вспомогательным и т. д.
Используйте наставничество в школе и детском саду, чтобы:
- обеспечить профессиональное становление молодых специалистов;
- помочь работникам адаптироваться в коллективе и качественно исполнять должностные обязанности, совершенствоваться в этом;
- спланировать дополнительное профессиональное образование педагогов.
Наставничество пригодится, чтобы быстрее познакомить новых работников с организацией и тонкостями работы, получить от них планируемые результаты. Дополнительным эффектом станет снижение текучки кадров, ведь комфортная рабочая среда повышает лояльность сотрудников.
Какие документы по наставничеству оформить
Законодатель не определяет, какие локальные акты надо принять, чтобы организовать систему наставничества. Ориентируйтесь на Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения, Профсоюза работников народного образования и науки от 21.12.2021 № АЗ-1128/08, 657. Если проанализировать требования этих рекомендаций и норм трудового права, то все локальные документы можно поделить на две группы: организационные и трудовые.
Организационные документы
Организационные документы помогут оформить систему наставничества — закрепить ее правила, участников, процедуру. Минпросвещения предлагает принять приказ, положение о системе наставничества и дорожную карту по ее реализации, программу наставничества (п. 1.2.2, 3.1 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения, Профсоюза работников народного образования и науки от 21.12.2021 № АЗ-1128/08, 657). Если реализуете региональную целевую модель наставничества, ориентируйтесь на требования актов субъекта РФ.
Приказ Приказ понадобится, чтобы внедрить систему наставничества и назначить ответственного, который будет мониторить результаты — промежуточные и итоговые.
Ответственным удобно назначить специалиста по кадрам или заместителя руководителя — он должен взаимодействовать с работниками, независимо от их должности и места в структуре соподчинения.
Поручите ответственному разрабатывать программы наставничества, контролировать их реализацию, оценивать результаты, подбирать пары «наставник — наставляемый», обеспечивать взаимодействие между сотрудниками.
В приказе также можно указать наставников, закрепить за ними пару или группы наставляемых. Все это оформляют единым приказом или отдельными — как вам удобно. Если реализуете региональную целевую модель наставничества, то, как правило, ответственного называют куратором, а объем его полномочий описывают в региональном акте.
Положение
Общую процедуру и правила наставничества удобно установить в локальном акте — например, положении. Укажите в нем порядок назначения наставников и их взаимодействия с работниками. Опишите содержание программы наставничества, требования к ее оформлению. Поручите добавить в положение образцы документов, которые должны оформлять наставники и наставляемые, например, по итогам отчетных период.
Дорожная карта
Дорожная карта понадобится, чтобы систематизировать мероприятия по реализации программ наставничества. Минпросвещения рекомендует включить в документ:
- сроки реализации этапов программ наставничества;
- мероприятия по информированию работников и родителей о реализации программ наставничества;
- мероприятия по привлечению наставников к реализации программ наставничества.
Удобно оформить карту в виде таблицы — так она будет представлять «маршрут» действий наставника. Это облегчит и контроль исполнения.
Программа наставничества
Программа наставничества — комплекс мероприятий по организации взаимоотношений наставника и наставляемого для получения ожидаемых результатов. Законодатель не установил, в какой форме ее составлять, поэтому оформите, как сочтете нужным.
Содержание программы можно закрепить в положении о наставничестве. Там же предусмотрите, что ответственный или наставник при необходимости вправе корректировать программу во время реализации.
Чаще всего программа представляет собой набор документов, который включает планы-графики мероприятий по наставничеству, отчетные справки, анкеты и опросники, мини-портфолио участников и пр. Рекомендуем также добавить в состав карту индивидуального сопровождения работника. В ней отражены ключевые моменты: характеристика затруднений наставляемого, перечень действий, произведенных с наставляемым, их результаты и итоговые выводы по достижению целей наставничества.
Трудовые документы
Чтобы оформить наставничество, заключите с работником дополнительное соглашение к трудовому договору. При необходимости издайте приказ о доплате и скорректируйте локальные акты.
Дополнительное соглашение
Наставничество — это дополнительная работа, поэтому работник может ее выполнять с согласия и за отдельную плату. Поручите специалисту по кадрам оформить дополнительное соглашение и указать в нем содержание, сроки и форму выполнения работы по наставничеству, размер оплаты (ст. 351.8 ТК). Отдельное письменное согласие можно не брать. Подписывая соглашение, работник уже соглашается на условия, указанные в нем.
Если делаете наставником нового работника, то сразу включите в трудовой договор условия наставничества, его обязанности.
Приказ
Приказ понадобится, чтобы бухгалтерии было удобнее начислять доплату за наставничество. По сути содержание приказа дублирует дополнительное соглашение — обязанности наставника, срок наставничества и размер доплаты.
Иные локальные акты
Отдельные нормы о наставничестве могут встречаться в разных локальных актах — например ПВТР, положении о системе оплаты труда, коллективном договоре.
Поручите ответственному проверить, актуальны ли положения локальных актов, и при необходимости скорректировать их. Также можно включить нормы, которые не урегулированы на уровне ТК. Например, установите, что если работник хочет отказаться от наставничества, то должен предупредить об этом работодателя за три рабочих дня.
О лучших практиках наставничества